Опубликовано

В рамках проекта о критическом мышлении при обсуждении был задан вопрос о искренности и постправде. Часто особенно разнообразные эксперты, политики утверждают, что  русские и эстонцы живут в параллельных инфомирах. Во время дискуссии  возник  термин постправда. Согласно Оксфордскому словарю, постправда означает  «обстоятельства, в которых объективные факты менее влияют на формирование общественного мнения, чем эмоции или личные убеждения». Из-за приставки можно подумать, что термин говорит о ситуации, когда мы уже знаем правду, но это не так. Оксфордский словарь признал этот термин словом 2016 года, но часто оказывается, что мы вовсе не живем в эпоху постправды — мы живем в мире лжи и всегда жили в нем.

Постправда — явление не новое. Весь XX век — это эпоха постправды, эпоха идеологических и пропагандистских режимов, стремящихся манипулировать общественным мнением и сознанием людей. При всех различиях, у режимов постправды была одна общая черта: они апеллировали не к разуму и здравому смыслу, а к сильным чувствам и эмоциям.

Эпоха постправды 21 века отличается от предшествующих. Ее стихией были традиционные массовые медиа — газета, радио, наконец, телевидение. Во многих странах СМИ полностью взяты под контроль. Но благодаря новым медиа, информационная политика демократизировалась, любой блог, паблик или профиль в Фейсбуке может выполнять функцию СМИ, в производство информации оказалось вовлечено намного больше субъектов, чем раньше. В итоге ситуация усложнилась и запуталась чрезвычайно: простые рецепты, позволяющие поделить источники на правдивые и лживые, больше не работают.

Дискуссии о постправде ведутся уже больше столетия, одни видят единственный способ совладать с постправдой — установить режим одной-единственной «правды», разумеется, самой правдивой. Другая видит выход в другом: человек должен научиться пользоваться своим собственным разумом, а также руководствоваться очевидным здравым смыслом, а не большими идеологиями. Полуправда, перефразируя слова Канта, будет торжествовать до тех пор, пока человек не выберется из своего возраста несовершеннолетия и не начнет пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. А до тех пор слово «постправда» будет обладать неизменной актуальностью.

Есть некие общие правила проверки любой информации, особенно в медиа, и уж тем более в интернете: убедиться в достоверности источника, изучить альтернативные мнения по вопросу, всегда читать дальше заголовка, который часто может быть кликбейтным (от английских слов click — «щелчок» и bait — «наживка»). Его задача состоит не в том, чтобы максимально полно донести содержание статьи или новости, а просто заставить пользоваться. Гибкость мышления — такая же важная составляющая эффективного критического осмысления, которая позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром. А добродетель умеренности (не только в вопросах рациональности, но и в самых разных аспектах жизни) ему в этом только поможет.

Составители Оксфордского словаря выбрали слово года. Им стал малоизвестный в Эстонии термин post-truth — то есть «постправда». Определений у этого понятия столько же, сколько у «постмодернизма» — то есть бесконечное множество. Но ощущение от обоих терминов примерно одно и то же: власть симулякра. Постмодернизм — это понятие культурное, постправда — понятие вульгарное. Интеллигенция (назовём её так) определяет постправду как победу эмоций над фактами. На Facebook распространяются фейки, и пользователи верят им больше, чем истине, распространяемой солидными телеканалами. Ну как две тысячи лет назад такие же пользователи апокрифов верили фейкам о воскрешении Лазаря больше, чем истине, распространяемой службами прокуратора.

Постправда — это не определение новой сущности, нет. Это всего лишь оправдание,некая «новая искренность». Замена цинизма на откровенность. Как будто цинизм и откровенность в чём-то противоречат друг другу. Для молодежи не противоречат, с их точки зрения, цинизм — это и есть откровенность и честность.  Многие пользователи Facebook на самом деле хотят читать глупости, ибо глупости веселее, чем унылая «правда». И они в этом своём желании читать глупости честны.

Было бы хорошим знаком для всех, если бы это слово года стало символом окончания вранья. В первую очередь — самому себе, поскольку это наихудший случай вранья.И хорошо бы, чтобы в наступающем году правда одного человека (или социальной группы) не становилась бы постправдой другого человека (или социальной группы).Ведь уважение мнения других — это довольно просто и вовсе не требует никакой терминологической формализации и даже фиксации в  Оксфордском словаре.

Критическое мышление  и постправда

Анализ информации — человек должен уметь работать с информацией: к примеру, отличать главное от второстепенного и факты от мнений, данные — от выводов, аргументы — от тезиса. Сюда же входит умение определять степень достоверности того или иного сообщения: насколько ему вообще можно доверять.
Навыки рассуждения — речь идёт об использовании известной имеющейся информации для того, чтобы логически выводить из неё новую. Видеть логические ошибки в рассуждениях и избегать их.
Аргументация — способность представлять свою позицию и убедительно её доказывать, избегая уловок. Подбирать или создавать весомые аргументы, доводы, способные убедить собеседника, читателя или слушателя в зависимости от ситуации, особенности того, как человек смотрит на мир: любознательность, внимание к деталям, вера в разум и в то, что большинство проблем можно решить рационально. Очень важна установка открытости к новому, готовности признавать свои возможные и реальные ошибки. Такие внутренние качества помогают мыслить действительно критически, они определяют, чем руководствуется человек, принимая решения или формируя мнение по какому-то поводу.

Что правда и что постправда?

В обыденной жизни мы вынуждены принимать на веру достаточно много самых разных вещей, иначе нам пришлось бы скрупулезно изучать и проверять любые мелочи. Поэтому мы сами вправе решать, когда и какое количество информации нам может потребоваться, стоит ли подвергать ее сомнению и проверке и в какой степени. Степень проверки и объем требуемой информации будут меняться от случая к случаю. Величина же этих изменений зависит от того, что конкретно нам нужно сделать: включить воду в кране, придумать новую схему водопровода или изучить флору и фауну Карибского моря. Говоря проще, критическое мышление – это и умение определять, когда, где и какая нам требуется информация, и способность выбрать оптимальный тип и уровень сложности данных для каждого конкретного случая. Отметим, что важность умения мыслить критически неоспорима. Научиться делать это может каждый! Критическое мышление представляет собой систему суждений, применяющуюся для анализа явлений, вещей и событий и с последующим формулированием обоснованных выводов. Именно так люди получают достоверные оценки и интерпретации, а также возможность использовать полученные результаты к актуальным для них проблемам и вопросам. Критическое мышление способствует объективному взгляду на идеи, решения и поступки, позволяет определять слабые места и устанавливать правдивость фактов и предположений, опираясь на логику и причинно-следственные связи. Однако критическое и логическое мышление ни в коем случае нельзя путать, так как первое подразумевает применение второго. Критика опирается на логику в построении логических цепочек и закономерностей, часто служащих основой критических выводов и умозаключений.

Зачем уметь мыслить критически?

Критическое мышление вкупе с мышлением логическим дарит человеку возможность находить закономерности, предугадывать варианты развития событий, определять взаимосвязь объектов, предметов и явлений, грамотно обосновывать свою точку зрения посредством языковых инструментов. Критический подход необходим нам везде. Чтобы не быть голословными, мы приведем лишь несколько примеров его практической пользы: · В профессиональной и повседневной жизни критическое мышление помогает думать и работать более аккуратно и точно, быстро определять важное и второстепенное, эффективнее разрешать проблемы, внимательнее и результативнее справляться с различными задачами. В обучении вместе с развитием критического мышления вы разовьете навыки быстрого распознавания аргументов, быстрого определения ключевых идей в текстах, использования доказательств и свидетельств экспертных лиц и специалистов. В личной сфере критическое мышление учит быстро анализировать суждения, взгляды, доказательства и мнения окружающих, грамотно обосновывать свои слова и аргументированно оспаривать то, с чем не согласны, глубже понимать чужие и собственные убеждения, мысли и поступки.

Во времена постправды необходимо развивать умения мыслить критически

  • Наблюдать и быть внимательным к деталям.
  • Внимательно и сосредоточенно изучать информацию.
  • Быстро определять важное, не рассеивая внимания на второстепенное.
  • Реагировать на ключевые моменты сообщений.
  • Без особых усилий обосновывать свою точку зрения.
  • Применять аналитические навыки в самых разных ситуациях.
  • Умение грамотно изъясняться.
  • Умение быть убедительным.
  • Умение эффективно интерпретировать.
  • Умение выносить собственные суждения.
  • Умение анализировать и критиковать.
  • Умение принимать эффективные решения.
  • Умение быть рассудительным.
  •  Умение рассуждать логически.

Зачастую бывает, что человек переоценивает свою способность критически осмысливать то, что он видит, слышит, читает; то, с чем сталкивается на учебе или в работе. Ко всему прочему многие считают, что знают «больше всех» и могут каждому рассказать «что почем». Но когда окружающие не соглашаются, появляется неуверенность в себе и проявляется неумение обосновать свою позицию. Это служит причиной ненужных проблем как в учебе и работе, так и в общении. Технология развития критического мышления такова, что нужно регулярно тренироваться, причем начинать такие тренировки можно совершенно в любом возрасте. Систематические занятия позволяют достичь нового уровня развития и новых целей.

О 1440 минут бытия критически

Обучение критическому мышлению требует времени. Практически всегда человек располагает свободным временем, просто тратит его на ненужные занятия, например, «зависает» в соцсетях или играет в компьютерные игры. И первый шаг к критическому мышлению следует делать как раз здесь – критически оценить, куда уходят ваши свободные минуты и часы.
Еще один способ начать осваивать  навык критически мыслить – ежедневно анализировать свой день: чем вы занимались, каких успехов достигли, какие были неудачи, в чем допустили ошибки. Когда анализ будет сделан, можно начинать составлять план по устранению ошибок, исключению хронофагов («пожирателей времени»), управлению временем. Даже эти простейшие действия начнут развивать вашу способность подходить ко всему критически. Если вдруг перед вами встает новая задача, пробуйте искать максимальное количество информации по ее решению, рассматривайте самые разные варианты действий и выбирайте самый эффективный. Вот приемов развития критического мышления. Поначалу применять их может быть непривычно, но это лишь вопрос практики. Старайтесь постоянно оценивать то, как вы мыслите, о чем думаете, занимаете ли мозг полезными вещами?
Чтобы ваше критическое обучение было более эффективным, формируйте правильный подход ко всему, что делаете и с чем сталкиваетесь.  Адекватно оценивайте реальность. Все, что с вами происходит, не всегда зависит от ваших желаний и стремлений. Принимайте это как данность. Оценивайте действительность: на что вы можете повлиять, а что вам неподвластно. Будьте готовы к новой информации всегда и везде. Если вы будете закрыты для нового, вы сами отрежете себя от реальной жизни. Принимайте уверенные и четкие решения. Но прежде чем это делать, вооружайтесь знаниями. Старайтесь всегда думать своей головой, составлять свое мнение на тот или иной счет.  Сохраняйте чувство юмора.

Ученые о современных проблемах постправды
Если вы не справляетесь с негативом, исходящим от истины и постправедности, развивайте способность смеяться над собой и над событиями, которые вам преподносит жизнь. Это всегда будет держать ваш разум ясным, а ваше мнение более объективным. Жестокость среды полуправды разделяет эстонскую и русскую диаспоры, вызывает страх и отторжение в период глобального коронавируса, отношение к жизни и смерти, вакцинам и новостям. Повседневная жизнь во многом зависит от цифровых технологий и онлайн-пространства. Социальные сети служат агрегатором новостей, а продукты можно приобрести в интернет-магазинах или в службах доставки еды по подписке. У каждого в кармане есть смартфон, готовый выполнить практически любой запрос пользователя.
Бенджамин Браттон. Директор образовательной программы New Norm в Институте «Стрелка», профессор изобразительного искусства Калифорнийского университета считает: «Чтобы понять, что такое постправда, нужно взять какое-то сугубо личное чувство — негодование — и создать из него историю. это, скорее всего, услышат пользователи. Затем нужно снарядить его злодеями и героями, придать истории некую цветную позицию, в которой есть «скрытая» правда, например, скандалы и разоблачения. Сделанный! Собственно, именно эту «скрытую правду» по задумке следует раскрывать «специально для вас», постправда — это создание героев путем раскрытия тайн. «одним из наиболее важных компонентов постправды является субъективность: личная правда, основанная на личном опыте личной истории, независимо от того, что происходит вокруг. Постправда также связана с построением публичной идентичности пользователей и основана на представление личного субъективного опыта познания мира.
Профессор Грэм Харман тогда предложил интересную идею, заявив, что слово «постправда» не очень подходит для описания этого явления. В своих работах он использует слово «пост-реальность», и мне кажется, что это подходящая формулировка. Он говорит, что реальное «настоящее» дискредитировано и поэтому совершенно не соответствует процессу создания «истины», это что-то вроде отделения «настоящего» от «истины». Дело не столько в отсутствии «истины» как таковой, сколько в ее избытке. Давайте возьмем дополненную реальность в качестве примера того, как постправда становится следствием избытка истины, а не ее отсутствия. Постправда — это смесь почти религиозных предрассудков с выражением субъективной позиции. Однако, когда это добавляется к обсуждению вопросов расы или беженцев, постправда становится настоящим идиосинкразическим фундаменталистским популизмом.
Недавно было сказано, что Facebook — самый мощный катализатор распространения постправды. Лента новостей и другие алгоритмы его цифровой фабрики распределяют пользователей по группам (пузыри фильтров), где каждый пользователь видит свою версию «истины». Это провоцирует информационную изоляцию. Фактически, мы говорим о 1,6 миллиардах нанодискурсов — «реальностей», построенных с помощью алгоритмов, — которые оценивают, какой набор новостей, рекламных блоков и событий лучше всего соответствует вашему видению мира. Поэтому «правдивость» фактов не играет принципиальной роли, основным параметром для формирования вашей личной повестки является приманка, которая не даст вам нажать на рекламу.

Граница информационной обособленности определяется горизонтом событий: мы видим то, что хотим видеть, идеи, которые соответствуют нашему собственному мнению и нравятся каждому пользователю на эмоциональном уровне. Это явление также можно назвать «эхо-камерой» — образным описанием ситуации, в которой идеи, мнения и информация все более актуализируются за счет их постоянного обращения в замкнутом пространстве, а конкурентные позиции вычеркиваются. Каждая из этих закрытых систем постоянно воспроизводит приемлемые мнения и ценности, формируя уникальную версию «истины». Следовательно, эта модель полностью соответствует определению «постправды».
Однако несправедливо обвинять во всем Facebook и его алгоритмы. С помощью системы таргетинга политики и другие заинтересованные стороны могут эмоционально стимулировать группы пользователей и наногруппы. Предлагаемая ими информационная личная утопия часто также формирует образ «врага» — объекта ненависти. В свое время Мануэль Кастеллс отметил, что фабрикация надуманных и вводящих в заблуждение сообщений с целью продвижения чьих-либо интересов является основной тактикой пропаганды и контроля над общественным мнением, что также является самой древней и прямой формой медиа-политики. Facebook можно обвинить и назвать движущей силой, катализатором и инструментом пропаганды, но владельцы, менеджеры и сотрудники этой фабрики постправды остаются прежними: политики, эксперты по информационной войне, политические консультанты, маркетологи, армии низкооплачиваемых активистов и бесплатные политические тролли. Если мы действительно хотим понять, каково жить в эпоху постправды, мы должны обратиться к журналисту, который каждый день должен писать лояльные статьи в поддержку высшего руководства страны, к маркетологам или профессиональным онлайн-троллям, которые пишут сотни фейковых комментариев каждый день. Может, нам стоит еще раз прочитать «1984» Оруэлла. Наверное, это поможет понять, как существовать в искаженном постправдивом обществе.
Вы также можете переформулировать изречение писателя Уильяма Гибсона «будущее здесь — оно просто неравномерно распределено» на «правда все еще здесь, она просто неравномерно распределена». В эпоху расцвета больших данных, глобального наблюдения и перспектив создания умных городов нужно задаться вопросом, кому будет принадлежать вся эта информация. Тогда мы поймем, у кого есть доступ к статистически проверенной и сгенерированной алгоритмом версии «истины». Доступ к правде есть и останется привилегией политической, экономической и технологической элиты, в то время как остальные будут источниками данных, постоянно терроризируемыми эмоциональным стрессом.

Технологии гораздо сильнее влияют на наши повседневные стратегии и стратегии принятия решений. Критическое мышление помогает отличить постправду !? …

Автор: Ирина Голикова, историк